Художественные кисти

 
Кисть издавна служат символом искусства живописи и является основным инструментом художника-живописца. Этот совершенный инструмент простой конструкции способен творить чудеса, повинуясь замыслу мастера.
 
Строение кисти
 
Все кисти состоят из трех основных элементов :
  • Волосяной пучок - рабочая часть кисти , натуральные или синтетические волосы, собранные в пучок определенной формы и размера
  • Обжимное кольцо (обойма) – изготовливается из металла или других материалов, служит для соединения волосяного пучка с ручкой кисти, придания формы и сохранности пучка
  • Деревянная ручка - изготавливается из твердой древесины лиственных пород деревьев (берёзы, осины, бука, ольхи)
 
Кисти подразделяются на натуральные (волосяной пучок из натурального волоса) и синтетические (волосяной пучок из синтетического волоса)
 
 
В последние годы для производства кисточек с большим успехом используется синтетическое волокно. Синтетическое волокно - это материал (в основе которого лежат сложные полиэфиры) обладающий очень хорошей эластичностью, невероятно прочный, износостойкий и хорошо сохраняющий форму. Синтетический волос на основе сложных полиэфиров выпускается в широком диапазоне диаметров и различной степени эластичности. Синтетическое волокно толщиной 0,06 - 0,15 мм используется для производства многих тонких кисточек. Существует специальная технология, с помощью которой кончикам синтетического волокна придается очень тонкая коническая форма. В результате кисти из синтетического волокна приобретают свойства, которыми обладают кисти из "золотого" соболя. Синтетическое волокно, произведенное по такой технологии, обладает хорошо структурированной поверхностью, которая соответствует свойствам натурального материала и дает равномерную цветовую передачу.
 
Эти кисти подходят для живописи маслом и акрилом - как густым, так и разведенным. Синтетические кисти при контакте с акварелью, масляными или акриловыми красками ведут себя далеко не одинаково. Кисти с нейлоновым волосом не подходят для работы акварелью, т.к. некачественно разносят краску, но прекрасно подходят для умеренно разбавленного акрила. Синтетическая кисть с упругим волосом, как и щетина, может эффективно использоваться при работе с краской прямо из тубы. Синтетическая кисть средней жесткости подойдет для нанесения умеренно разбавленной краски или краски прямо из тубы. Для нанесения жидких красок подойдет мягкая синтетическая кисть, как и кисть из натурального волоса.
 
Синтетические кисти прекрасны в работе, характеризуются хорошим контролем над текучестью, высокой износостойкостью, намного превосходящей износостойкость натуральных кистей, а так же умеренной ценой.
 
 
Кисти для профессиональных и начинающих художников с волосяным пучком из натурального ворса (волоса), используются в различных техниках живописи (масло, водорастворимые краски - гуашь, акварель) и декоративном творчестве. Наиболее часто используемыми материалами для производства высококачественных натуральных кисточек является ворс куницы, белки, козы, коровы, хорька, пони , барсука, свиньи.
 
Классификация кистей
 
1. Классификация кистей по форме волосяного пучка:

Овальные кисти - сочетают в себе преимущества плоской и круглой (в перпендикулярном положении к поверхности) кистей. Лидеры среди кистей, используемых для перехода одного цвета в другой.

Круглые кисти - одни из наиболее универсальных кистей для рисунка, создания фактуры, работы над деталями

Шрифтовые кисти - вариация круглых кистей с очень длинным волосом для нанесения тонких ровных линий. Видимая часть волоса служит резервуаром для краски, что дает возможность провести длинную линию без повторного наполнения кисти.

Линейные кисти - короче шрифтовых, но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.
 
Трафаретные (тамповочные) кисти - кончик волоса тупой и плоский, а краска наносится на поверхность вертикальными ударами. Кисти служат для нанесения ровного слоя через трафарет , подходят для лессировок или свободно положенных слоев краски.
 
Плоские кисти - кисти для нанесения широких ровных мазков, ими хорошо работать на крупных участках холста. Изготовливаются путем сдавливания обоймы так, чтобы образовался пучок плоской формы. Кисть удерживает много краски благодаря густоте и длине волоса
 
Контурные кисти - пучок у этих кистей короче, чем у плоских, что придает кисти большую упругость , улучшает контроль над качеством плоских мазков, облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур
 
Кисти "кошачий язык" - плоская кисть с купольным или овальным очертанием. Ей можно писать как обычной плоской кистью и в перпендикулярном положении к поверхности - как круглой. Используется для перехода одного цвета в другой
 
Веерные кисти - плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. С их помощью удается сделать утонченную цветовую растяжку , смягчить контраст контуров и фактуру
 
2. Классификация кистей по виду волоса :
 
Щетинные кисти – самые жёсткие кисти, которые прекрасно подходят для работы густыми красками - масляными и акриловыми, реже - темперными и гуашевыми. Изготавливаются из свиной щетины (хребтовой или полухребтовой – для крупных, боковой или низа – для мелких кистей). По форме щетинные кисти выпускаются круглые и плоские. Важнейшими характеристиками свиного волоса является его упругость и расщепленный кончик , который способствует хорошей наполняемости кисти и ровному нанесению краски на поверхность. Самые лучшие кисти содержат около 80% расщепленных волосков.
 
Колонковые кисти (Kolinsky – колонок, красный соболь) - самые высококачественные и дорогостоящие кисти. Применяются во всех видах живописи. Незаменимы в работе гуашью и акварелью тогда, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи применяются при выполнении мелких деталей, в настенной живописи (фрески) - для проведения тонких живописных слоев.
 
Колонок - хищный пушной зверек из семейства куньих. Для изготовления кистей используется ворс хвостовой части куницы, обитающей в долинах сибирских рек - Амур, Тобол и Уссури, а также в Китае и Корее. Ворс куницы обладает эластичностью и легкостью, с очень тонкими кончиками. Самые высококачественные кисти производятся из ворса самцов куницы, добытого зимой. Этот материал, как никакой другой, является наиболее надежным, тонким и изысканным. Волос колонковых кистей имеет коническую форму с тонким кончиком. Пучок состоит из волосков разной длины, которые при соприкосновении наполненной кисти с поверхностью, создают капиллярный поток. С кончика кисти краска стекает непрерывным потоком и с превосходной консистенцией. Колонковые кисти имеют волос золотисто-коричневого цвета. По форме бывают круглые и плоские, с удлинённой или укороченной волосяной частью. Отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости.
 
Кисти из ворса имитация «красный соболь» - кисти с ворсом имитация «красный соболь» производится из белого ушного ворса коровы, окрашенного определенным способом.
 
Кисти из волоса белки - отличаются большой мягкостью, применяются главным образом в акварельной живописи по бумаге, в живописи по фарфору. Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и акрила. Кисти обладают отличными показатели контроля над текучестью, но низкой эластичностью. Беличьи кисти разнообразны в использовании и дешевы в сравнении с колонковыми. Высококачественный беличий волос получается от сибирской белки.
Для производства кистей используется ворс различных пород белок:
  1. Ворс белки CASAN известен как самый тонкий. Кисти из этого ворса применяются для нанесения красок на гладкие поверхности керамики, фарфора и росписи по стеклу.
  2. Ворс белки TALUTKY более длинный. Он равноценен ворсу белки CASAN и используется преимущественно для изготовления кистей для каллиграфии – традиционной китайской техники письма .
  3. Ворс белки CANADISCHE в большинстве случаев короткий и черный. Он имеет особо тонкие кончики и используется прежде всего при изготовлении кистей для акварельной живописи.
 
Кисти барсуковые - изготавливаются из обработанного волоса хвоста барсука. Применяются в масляной живописи. Кисть из барсучьего волоса мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Волос этой кисти имеет коническую форму и кисть очень пушистая. Самые лучшие кисти из барсучьего волоса имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части.
 
Кисти из ушного ворса коровы - ушной ворс коровы тонкий и эластичный, с хорошими кончиками. Он чаще всего используется при производстве кистей для письма масляными красками, а так же для малярных и лакировочных работ.
 
Кисти из ворса хорька - ворс хорька применяют в производстве кистей для профессиональных художников, для росписи фарфора и рисунка акварелью. Ворс русского хорька очень короткий и имеет сероватую окраску. Своей тонкостью и эластичностью он похож на ворс «красный соболь». Ворс хорька принадлежит к виду «рыбных» (от английского слова "fitchet" - хорек).
 
Кисти из ворса пони - ворс пони применяется для изготовления школьных кистей . Для изготовления кистей используется ворс пони от светло-рыжего до темно-коричневого оттенка, привезенный преимущественно из Китая и Японии. Он не такой тонкий и мягкий, однако, такой же эластичный , как вышеперечисленные материалы.
 
Кисти из ворса коз - ворс коз используется для производства школьных кистей невысокого качества. Оттенок ворса от серо-коричневого до черного.
 
Кисти из волоса медведя - изготавливаются из обработанного волоса белого медведя. Эти кисти отличаются меньшей жёсткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для работы масляными красками, а также темперой, гуашью и акварелью.
 
3. Классификация кистей по назначению:
 
Подразделяются на художественные, школьные, шлиппера, флейцы. Кисти имеют ряд общих свойств в отношении формы. Форма пучка и назначение кисти связаны напрямую.
 
Флейцевые кисти - кисти для свободной живописи заливками, используются главным образом с акварелью. Могут удерживать много краски. Сухая кисть дает прекрасные результаты при работе поверх влажной краски - особенно по маслу - для размывки и смягчения контуров.
 
Характеристики качества
 
Убедитесь, что обжимное кольцо (обойма) надежно закреплено на ручке.
 
Акварельные кисти оцениваются по трем важным показателям: способности образовывать острый кончик, упругости волосяного пучка, контролю над текучестью краски. Данные характеристики могут оказать огромное влияние на конечный результат вашей работы. Острый кончик даст возможность нанести краску очень точно. При отрыве кисти от поверхности бумаги, ее пучок должен принять исходную форму и быть готовым к следующему мазку. Но наиболее важным показателем для всех жидких живописных материалов (водорастворимых красок) является контроль над текучестью краски, которая должна предсказуемо стекать с кисти в нужной консистенции.
 
Качество кисти проверяется следующим образом: удаляется проклейка с волосяного пучка, кисть окунается в воду до полного пропитывания, после легкого постукивания кистью по указательному пальцу пучок высококачественной кисти должен принять остроконечную форму (волос низкокачественной кисти приобретет неопрятный вид). После проверки на образование острого кончика и упругости необходимо провести кистью по рабочей поверхности для определения свойств текучести.
 
Кисти для "тяжелых красок" (таких как масло или акрил) оцениваются только по одному параметру: упругость волоса - чем гуще краска, тем тверже должен быть волос. Слегка разведенные краски нуждаются в более мягком ворсе. Художники, работающие в масле или акриле, наиболее часто пользуются кистями из свиной щетины, барсучьего и собольего волоса, а также различными синтетическими. Для правильного подбора синтетической кисти необходимо провести ею по пальцам для определения относительной упругости волоса кисти и того подойдет ли она для работы с густой краской.
 
Рекомендации по уходу за кистями
 
  • Волоски пучка при неосторожном обращении могут ломаться (при грубом надавливании акварельной кистью на дно емкости с водой волос ломается о край обоймы)
     
  • Хранение чистых кистей существенно продлевает их жизнь.
     
  • Скопление сухой краски на пучке у самой обоймы и внутри нее значительно сокращает срок жизни кистей, поэтому тщательно очищайте кисть.
     
  • Плохо смытый растворитель скапливается внутри обоймы и растворяет клей, вызывая выпадение волоса. Промывайте кисть очень тщательно; пользуйтесь соответствующим разбавителем и старайтесь удалить всю оставшуюся краску. Не оставляйте кисти погруженными в растворитель волосом вниз даже на короткий промежуток времени. Они могут навсегда потерять форму.
 
Не мойте кисть мылом, которое бы вы не решились использовать для собственных волос.
 
Если вы работаете акриловыми красками, всегда держите неиспользуемые кисти в воде. Акрил быстро высыхает и становится необратим, что не позволит как следует очистить кисть. При промывке кистей из натурального волоса пользуйтесь прохладной водой.
 
Синтетическим кистям, потерявшим форму в результате неаккуратного использования, иногда можно вернуть приемлемый вид, подержав их в очень горячей, но не кипящей воде . Но никогда нельзя делать тоже самое с кистями из натурального волоса. Неиспользуемые кисти из натурального волоса следует хранить в закрытой коробке .
 
При ежедневной работе, если кисти не были вымыты, их оставляют в банке с керосином. Перед работой кисти должны быть тщательно вытерты тряпкой. Для мытья кистей существуют специальные кистемойки. Кисти в керосине можно оставлять на несколько дней. Хорошо кисти отмываются и в мыльной пене. При длительном перерыве в работе, кисти следует тщательно вымыть в керосине, затем в мыльной пене и начисто промыть тёплой водой. После этого кисти нужно опустить в банку с льняным маслом так, чтобы волос их не касался дна банки.
 
После работы кисти тщательно моют с мылом в тёплой воде, ополаскивают и вытирают, обязательно обернуть полосками бумаги, чтобы щетина не топорщилась при сушке. Синтетическая щетина в такой предосторожности не нуждается. Её следует тщательно промыть, чтобы краска не скапливалась у основания черенка кисти – это в конце концов её розлахматит и кисть придёт в негодность.
 
Следует знать, что белку и колонок нельзя мыть мылом , т.к. они быстро выйдут из строя. Для мытья этих кистей существуют специальные растворители.