• Патинирование - создание эффекта старения и окисления металлов на поверхностях любого типа. Характерный эффект старения - патина – результат химической реакции между кислыми солями и порошковой бронзой.
  • Техника кракелюра (эффекта трещин) существуют с незапамятных времен. Издревле мастера-реставраторы пользовались этой техникой для придания мебели или картинам старого вида .
 
Современные материалы сделали процесс старения доступным практически для каждого, даже начинающего художника или декоратора. Но следует заметить, что из всех декоративных техник эта техника одна из наиболее сложных и капризных. Работа с материалами требует определенных знаний и навыков. Без овладения тонкостями нанесения материалов для кракелюра идеальный результат труднодостижим. Требуется практика, практика и еще раз практика.
 
Ниже приведен краткий обзор существующих техник и материалов для двухшагового кракелюра в декораторском искусстве.
 
Двухшаговый кракелюр
Натуральные кракелюры можно увидеть на старых картинах. Это паутина времени. Столетиями художники работают над тем, чтобы предотвратить растрескивание краски . А вот реставраторам двухшаговый кракелюр просто необходим. Для восстановления работ старых мастеров необходимо создавать правдоподобные трещины на поверхности картин или мебели. В декораторском искусстве двухшаговый кракелюр используется для создания необычных предметов интерьера .
 
Двухшаговый кракелюр состоит из двух шагов – патинирующего и кракелюрного лаков . Секрет процесса растрескивания - несовместимость основ лаков. Лак патинирующий – лак на основе растворителя, придающий картинам старый вид, с течением времени постепенно желтеет , используется в качестве защитного лака и основы, на которую наносится лак, дающий кракелюр. Лак кракелюрный - лак на водной основе, создающий эффект растрескивания.
 
При нанесении одного лака на другой, верхний слой растрескивается вследствие несовместимости с нижним слоем. Механизм растрескивания заключается в том, что верхний слой – кракелюрный лак - довольно быстро покрывается тонкой пленкой, а нижний - патинирующий лак - продолжает сохнуть. По мере высыхания нижнего слоя верхний начинает натягиваться и лопается, образуя мелкие трещинки.
 
Данная техники требует знания некоторых тонкостей. Для уверенной работы необходимо обладать профессиональными навыками и опытом.
 
Первое и самое главное – правильно высушить первый слой – слой патинирующего лака . Верхний кракелюрный слой растрескается лишь в том случае, если нижний будет не окончательно просушен. Если нижний слой совсем высохнет, то верхний не растрескается , а если останется слишком влажным - будет растекаться.
 
Другая тонкость – толщина слоя . Если нижний слой лака будет слишком тонким, он весь впитается в поры дерева или бумаги и не даст верхнему растрескаться. Верхний слой тоже должен быть нанесен довольно толстым слоем, чтобы было чему растрескиваться. Трещины будут тем крупнее и глубже, чем толще верхний слой. Процесс сушки и растрескивания можно ускорить при помощи фена после того, как верхний слой покроет ся тонкой пленкой. Струя горячего воздуха может увеличить трещины.
 
Появившиеся трещинки совсем прозрачные и их необходимо "проявить" втерев в них битумный лак или масляную краску. Когда поверхность окончательно просохнет, изделие необходимо покрыть лаком, который использовался в качестве первого шага или лаком на основе смол.