Гуашь – плотная непрозрачная краска с большим, чем у акварели, содержанием пигмента и наличием белил для большей укрывистости краски. Для нанесения изображений на бумагу, картон, грунтованный холст, фанеру или ткань. Используют преимущественно в оформительских и декораторских работах (изготовление плакатов и декораций), детском творчестве.
Темперные краски - одни из древнейших. До XV—XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. Так, знаменитые росписи древнеегипетских саркофагов выполнены темперными красками. Это водорастворимые краски на основе сухих порошковых пигментов.
В зависимости от связующего вещества различают темперу:
- натуральная темпера - яичная (желтковая) темпера. Казеиново-масляная темпера, в которой связующим является водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом. Высохшая казеино-масляная темпера водостойкая, но при этом
остается проницаемой для газов и влаги, то есть «дышит». Поэтому она
используется для настенных росписей. Из-за медленно твердеющих яичных масел (которым требуется постоянный
контакт с кислородом воздуха для полимеризации) лаком покрывается не
сразу после окончания произведения.
- искусственная темпера
поливинилацетатная (ПВА) - темпера,в основе которой связующее — водная дисперсия на основе поливинилацета
акриловая - связующее — водная дисперсия на основе полиакрилатов. Акриловая темпера (называемая часто просто «акрил») в зависимости
от бренда может быть матовой, полуматовой или глянцевой. Глянцевая
разновидность акрила минимально изменяется по тону и цвету, приближается
по своему восприятию к масляным краскам и не требует защитного лака.
воско-масляная - воско-масляная композиция с водными ПАВ — поверхностно-активными веществами. Воско-масляная темпера (производство «Гамма») разбавляется и водой, и растворителем (скипидар, уайт-спирит).
При высыхании темпера изменяет тон и цвет — некоторые
краски темнеют, другие светлеют. Поверхность произведений матовая, бархатистая.